Четверг, 22.10.2020, 20:38
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск

Страна детства
Юбилейный год
Полезные ссылки
Статистика

Возможности урока музыки как средства здоровьесбережения


     Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. В каком-то смысле, вся история человечества – это поиск реальных путей к здоровой, полноценной жизни. Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: «Будущее наших детей - в наших руках». Значит от нас зависит каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет.
     Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведёт к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению.
Нас, учителей и родителей, всегда волнует, какими вырастут наши воспитанники. В школе много говорят ребятам о будущей жизни, к которой они должны себя готовить уже сегодня. И хочется верить, что наше будущее – грамотные, физически и нравственно здоровые люди.
     Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия».
 В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из задач уроков музыки – снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки, наделенным целым комплексом арттерапевтического потенциала искусства. В него входят вокалотерапия, музыкотерапия, игротерапия, фольклорная терапия, терапия творчества, сказкотерапия.
     Еще  в древности Аристотель говорил, что необходимо влиять на молодежь искусствами всех видов: с помощью красок и образов, с помощью голоса и слова, с помощью гармонии и звука. Давно известно положительное влияние музыки на состояние интелектуально-эмоциональной сферы человека. С древнейших времен музыка использовалась во врачевании. Еще Пифагор и Аристотель приписывали ей универсальность в исцелении души и тела, а Авиценна называл ее сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.
Каким образом можно посредством урока музыки сохранить и укрепить здоровье учащихся?
Желание использовать валеологические знания потребовало поиска, разработки практических приемов и методов, сохраняющих и укрепляющих здоровье детей на уроках музыки.
Музыкотерапия.
     Любое искусство, особенно музыка, это «заражение чувствами». Поэтому в целях заботы о сохранении здоровья очень важна работа по слушанию (восприятию) музыки. Выявлено, что люди, которые слушают музыку, живут дольше.
     Музыку надо вводить в жизнь ребенка, она должна звучать и для тела и для души. Слушая звуки музыки, дети учатся ценить прекрасное в искусстве, природе, быту, в отношениях людей, труде. Музыка понятная и прочувствованная становится важным средством нравственного здоровья.
     Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной  психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
     Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. С 1-го класса начинается знакомство с фрагментами симфоний П.И.Чайковского (№4), оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», фортепианными пьесами М.П.Мусоргского («Картинки с выставки»), П.И.Чайковского («Детский альбом»), с музыкой С.С.Прокофьева, Д.Б,Кабалевского, Д.Б,Шостаковича и др.
     Во 2-м классе к уже названным композиторам добавляются К.Сенс-Санс («Карнавал животных»), Л.Бетховен «Сурок», музыка из балетов П,Чайковского («Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»).
     В 3-4-х классах – фрагменты из оперы  М.И.Глинки «Иван Сусанин», музыка Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт», кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский», В.А.Моцарт симфония №40 (фрагменты), «Турецкий марш», «Реквием» и др.
     Для того  чтобы музыка подействовала на учеников наибольшим образом, я специально настраиваю и подготавливаю их. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться  и сосредоточиться на звуках музыки. Мои дети знают, что музыку нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела.
Наблюдая за детьми и анализируя результаты, я вижу, что музыка положительно  влияет на их психоэмоциональное состояние.
     Активные формы слушания высокой музыки, равно как и ее формы, основанные на взаимосвязи искусств, могут занимать лишь небольшую часть урока в начальных классах.
Современными учеными доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия на образную сферу музыки. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов я подбираю музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.
     1.Игра на воображаемых инструментах. («Лебедь» К.Сенс-Санса ребята исполняют на «виолончели», «Прелюдию» С.С.Прокофьева на «арфе», «Былину о Добрыне Никитиче» на «гуслях» и т.п.
     2.Создание самых различных образов. («Галоп» М.Дунаевского, «Игра в лошадки» П.Чайковского – скачки на лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского – плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка» - притопы, прихлопы, полуприсядка; симфоническое вступление «Океан-море синее» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова – движением рук, покачиванием корпуса создать образ моря и т.п.)
     3.Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно войти в образ дирижера и представить себе, что ты – дирижер, управляющий первоклассным оркестром. Практические задания на дирижирование воспринимаемой музыкой увеличивают заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия, что соответственно приносит и нужный психотерапевтический эффект.
Использование музыкотерапевтических приёмов на любых школьных уроках, во внеурочное время, в семье поможет учащимся познать себя и свои проблемы, самим их решить, сформировать определенное эстетическое отношение к действительности, развивать способности к эстетическому восприятию и переживанию, к творчеству по законам красоты как возможности самосовершенствоваться. Музыкотерапия способствует приобретению навыков сотрудничества с другими людьми, с окружающим миром, восприятию мира во всей полноте красок и звуков, поможет ценить жизнь свою и других, всего сущего на Земле. Благодаря этому человек испытывает радость и обретает уверенность в собственных силах. А это врачует лучше любого лекарства.
Вокалотерапия.
     Большую роль в содержании урока музыки играет хоровое пение. Нет лучшего лекарства для детской души, чем пение. Певческое искусство издревле лежало в основе музыкального и духовно-нравственного воспитания детей. Именно через пение формировалась у ребенка душевная гармония, вносящая порядок в ритм его жизни, быта, взаимоотношения с людьми. На протяжении веков пение было главным инструментом воспитания детей, средством их социальной адаптации в процессе усвоения духовного опыта поколений. Поэтому урок  пения изначально был одним из основных учебных предметов наряду с чтением, письмом и счетом.
     Многие педагоги прошлого в своих теоретических трудах подчеркивали воспитательное воздействие пения на учащихся. Обращалось внимание на влияние пения в развитии интеллекта, памяти, воображения, воли, эстетических чувств и даже физического развития.
     Так, Б.В. Асафьев, известный композитор, ученый, целый ряд статей посвятил вопросам музыкального воспитания в школе. Основную задачу предмета музыки в общеобразовательной школе он видел в развитии музыкального восприятия, воспитания музыкальных вкусов учащихся. Однако, по его мнению, урок не должен ограничиваться лишь слушанием музыкальных произведений, для развития восприятия важно и «практическое  усвоение музыки». Оно успешно осуществляется в хоровой деятельности, где исполнение песен способствует развитию творческих способностей учащихся.
Таким образом, пение рассматривается российскими педагогами-музыкантами как многостороннее средство воспитания ребенка. В процессе обучения пению у детей складывается картина мира через художественные образы вокальных сочинений, осуществляется воспитание их в традициях национальной культуры и передается социальный опыт общения, поведения, труда и пр.
     Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма младших школьников. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.
     Певческий голос может быть воспитан практически у всех детей, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.
     Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. А.И.Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Вокальные упражнения благоприятно воздействуют на весь организм в целом и на важные голосовые элементы тембрации, дают возможность тренировать организм, мышцы, приводящие движение руки, а они особенно связаны с голосом.
     Одно из упражнений физвокализа: потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуете себя победителем и обязательно напевайте. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
     Я считаю, что на уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда ребенок своим голосом, которым разговаривает, поет свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней. А «выводки» (распевы) очень хорошо развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность - при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечёт за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаём условия для увеличения объёма лёгких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как анонимом вдоха. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению учёных, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. Перспективы применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней, таких, например, как бронхиальная астма, уже рассматривалась на научном уровне, к тому же было доказано, что вокалотерапия является «методом активизации неспецифической резистентности (устойчивости) организма».
Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Если ребёнок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и младший школьник  уже с ней смотрит на мир и на людей.
Внеклассные и внешкольные  музыкальные мероприятия это результат работы, проводимой на уроках музыки, на занятиях вокального кружка. Сколько радости, удовольствия, переживаний доставляют выступления коллектива. Эти праздники поднимают тонус и настроение окружающих. Я считаю, это тоже часть валеологической работы учителя музыки.

     Игротерапия.
Многолетний опыт работы показал, что коррекция физического развития у детей проходит в игровой деятельности. Игра – основной вид деятельности детей. Поэтому большое место на уроках музыки я отвожу дидактическим играм. В результате создаются такие условия, в которых ребенок получает возможность самостоятельно действовать.
Особое место я на уроке отвожу играм с движением под музыку, включая элементы, способствующие нормализации речевого дыхания, плавности и четкого произношения. Дети освобождаются при этом от скованности и страха, их речь становится свободнее.
1. Игра в куклы: П.И.Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла».
2. Игра в солдатики: П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», В.Ребиков «Игра в солдатики».
3. Игра «Медведь и дети»: русская народная песня «Как пошли наши подружки», И.Стравинский «Медведь».
4. Игра «Дирижёры» (дирижирование на (2/4; 3/4; 4/4). П.И.Чайковский «Камаринская» из «Детского альбома»; Н.А.Римский-Корсаков «Песня Индийского гостя» из оперы «Садко»; М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» и др.
 5. Игра «Ворон» русская народная песня.
6. Игра «Зимушка-зима» русская народная песня.
7. Игра «Дрёма» русская народная песня и др.
     С помощью музыкально-дидактических игр проводится большая индивидуальная здоровье сохраняющая работа. Такие игровые упражнения помогают координировать движения, развивают умение ориентироваться в пространстве. Музыка помогает детям преодолеть скованность. Движения становятся более ритмичными, четкими. Танцевальные движения подбираются простые, чтобы вызвать желание прислушаться к ритму музыки и двигаться в соответствии с ним. При выполнении танцевальных движений обращаю внимание на осанку, положение головы.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи. Поэтому так важно использовать на уроке игры, имеющие цель – развитие чувство ритма и мелкой моторики рук. («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского и др.)
     Много игр проводится с музыкальными инструментами. Индивидуальные занятия помогают ребёнку побороть чувство робости, учат сдержанности, терпению. В результате работы получается своеобразный оркестр. Игра в таком оркестре усиливает заряд бодрости и энергии. («Где был Иванушка» р.н.п.; «Бубен»; «Скворушки» м. А.Филиппенко и др.).
Движение – ведущая функция всего живого. Ларошфуко сказал: «Движение для тела – то же, что здравый смысл для ума». Движение – необходимая составная часть любого вида деятельности ребенка и его естественная биологическая потребность. Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребёнка.
При проведении физических упражнений в режиме учебных занятий я стараюсь в определенной мере строить методику формирования двигательных умений и навыков, развитие и коррекцию физических и психических качеств школьника. Работа строится таким образом, чтобы это способствовало развитию  личности, и в то же время для активного отдыха и профилактики нарушений осанки и деятельности систем кровообращения, дыхания, обмена веществ.
     Поэтому я обязательно ввожу физкультурные минутки на уроках музыки. Для того чтобы снять излишнее статистическое напряжение, на физкультурных минутках провожу динамические упражнения на расслабление различных групп мышц. Для получения наибольшей эффективности дети выполняют эти упражнения под музыку.  При этом дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с музыкальной фразой, у них развивается  ритмическое чувство и музыкальный слух. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.
     Фольклорная арттерапия.
     Русский музыкальный фольклор можно использовать как главный компонент системы комплексной арттерапии, которая включает лечение при помощи звука, музыки, движения, рисунков и цвета.
Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания. В центре внимания – собственно музыкальная деятельность: исполнительско-творческая и слушательская. Работа проводится с учетом возрастных особенностей младших школьников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности.
В фольклоре действительно есть врачующее начало. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей.
     В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Всё – кости рук, ног, мышцы, кровь – всё до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поёт. Приёмы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд огромной силы. Бесспорно, разделить  танцевальную и телесную терапию не представляется возможным. Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах, таких, как «Каравай», «Капустка», «На горе-то калина». Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе в инсценировании русских народных песен. Задание «Разыграй песню» можно предлагать учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен: «Как под наши ворота», «На горе-то калина», «Как пошли наши подружки» и др. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма. При этом они не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения.

     Терапия творчеством.
     Исследования ученых всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно пробудить эти дремлющие до поры, до времени творческие наклонности.
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на уроках музыки в начальной школе является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния младших школьников. Я стараюсь давать такие задания, которые направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Например, нужно сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу.
     Мелодизация собственных имён.
Мелодизация эмоционально окрашенных состояний («Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»).
Мелодизация образов животных («Песня медведя», «Ленивый ёжик», «Песня козы и песня волка» и др.)
Мелодизация природных явлений («Летний дождь», «Осенний дождь», «Песенка весеннего ручья» и др.
Младший школьник учится тому, что каждое его переживание может быть выражено непосредственно в звуках вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям жизни. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. Ребята имеют возможность выразить себя, своё непосредственное эмоциональное состояние при помощи не только вокальной импровизации, но и двигательной, ритмической, инструментальной.
     Кроме этого на уроках музыки я широко используется инструментальное музицирование – включение простейших музыкальных инструментов в процесс исполнения, как фольклорных произведений, так и сочинений композиторов. Среди задач, решаемых учителем при инструментальном музицировании младших школьников, стоит задача развития координации простейших движений при игре на музыкальных инструментах (ложках, трещотках, балалайках, ксилофоне, свистульках, пищалках и других).
Более сложной и совершенной формой инструментального  музицирования является шумовой оркестр, в основе которого – опора на ритм, ритмическую композицию. Шумовой оркестр – это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение одной-единственной раз и навсегда выученной версии. Любой ребенок, даже самый неуверенный в себе, может почувствовать себя настоящим музыкантом, исполнителем, а значит, повышается его самооценка. Наверное, поэтому ребята очень любят участвовать в таком оркестре. Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть с элементами музыки, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.
Кроме шумового оркестра мои ребята очень любят участвовать в импровизации со звучащими жестами. Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, щелчки, цоканье, притопы и др. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми её ритма. Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре. («Во поле берёза стояла» р.н.п.; «Калинка» р.н.п.; «Уж как шла лиса» р.н.п.;  «Тихо - громко»; «В доме моём» - по системе К.Орфа и др.
Сказкотерапия.
     В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится  неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке (М.Коваль, детская опера «Волк и семеро козлят»; С.Прокофьев, балет «Золушка»; П,Чайковский, балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик»; С.Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк»; Р.Щедрин, балет «Конёк-горбунок»;Н.Римский-Корсаков, опера «Золотой петушок»; Э.Григ, сюита «Пер Гюнт» и др.).
     В современной образовательной ситуации проблема коррекционно-развивающей работы приобретает всё большее значение. Понятие «психическое здоровье» в последние годы всё прочнее завоёвывает приоритетные направления в самых различных видах жизнедеятельности человека. Обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние психического здоровья современных школьников. Отклонения в поведении детей младшего возраста являются результатом эмоционально неблагоприятных отношений и носят преимущественно невротический или невроподобный характер. В качестве общих, характерных для любого возраста, эмоциональных нарушений, можно назвать замкнутость, страхи, агрессивность, а также множество негативных эмоций, окрашивающих различные ситуации. Поэтому основная коррекционная задача учителя музыки – поднять настроение детей, снять эмоциональный дискомфорт. Важно учитывать, что начальный этап вхождения ребенка в мир музыки является наиболее значимым для его эмоционального становления. Поэтому урок следует начинать с музыки, которая отвечает эмоциональному состоянию детей, не противоречит их настроению. Главное и самое важное – это атмосфера урока. Увлечённость детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - это удивляет и привлекает. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку быть самим собой, проявлять свою индивидуальность. Именно активное общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом урока. Важно петь, играть, двигаться, придумывать, изменять, слушать свое исполнение и исполнение других. Коллективный характер уроков музыки подключает к оздоровительному процессу взаимные целебные воздействия со стороны других учеников – их поддержку, сочувствие и сопереживание. Исходя из этого, можно определить задачи работы с эмоционально-дезаптированными детьми:
пробудить у ребенка чувство радости бытия, защищенности, сопричастности;
научить распознавать богатство и разнообразие палитры речи и музыки и эмоционально на неё откликаться;
дать каждому почувствовать, услышать самого себя и других.
    Ещё Пётр Фёдорович Каптерев говорил, что «…эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, побуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду, неприязненные отношения».
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

Выполнила: Петелина Н.В.
учитель музыки начальной школы
 п. Горноправдинск


 
Мероприятия
Визитка школы
Электронный журнал
Приемная директора
Фотогалерея
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Copyright MyCorp © 2020