Понедельник, 26.10.2020, 02:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск

Страна детства
Юбилейный год
Полезные ссылки
Статистика

Искусство силуэта

Урок изобразительного искусства

в 3 классе.

Учитель: Шестакова Т.И.

 

Тема: «Искусство силуэта».

 

Цели и задачи:   

1.       Дать понятие силуэта как вида изобразительного искусства и  познакомить с его жанрами.

2.       Научить  технике вырезного силуэта.

3.       Развивать интерес к новым видам изобразительного искусства,   вовлекать детей в творческий процесс, желание творить.

4.       Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

 

Задание: выполнение  сюжета на тему из жизни людей города, села.

 

Оборудование: черная и белая бумага, ножницы, клей ПВА.

 

Зрительный ряд: презентация «Искусство силуэта», образцы рисованных и вырезных силуэтов, детские работы и работы учителя.

 

Ход урока

 

Оформление доски

 

Перечень понятий

для запоминания:

 

 - силуэт;

 - силуэтное   изображение;

 - эмблема;

 - символ;

- монотипия.

 

 

 

 

 

Название темы урока

 

Проекционный экран

 

 

Образцы   вырезных силуэтных изображений (заготовок),

выполненных учителем.

 


 

 

 

 

I.                  Организационный момент.

II.               Вступительная беседа.

Слайд 1. Были времена, когда в школе писали обычными ручками, были чернильницы непроливашки, стальные перышки, промокашки, а в тетрадях, как ни старайся - кляксы.

Слайд 2. Их полагалось сразу же прижать промокашкой, которая вскоре превращалась в волшебную страну, населенную таинственными существами. Стоило только приглядеться повнимательнее, и оживала то злая старуха – ведьма, то веселый пес, то чудище и т.д. Давайте и мы с вами постараемся разглядеть какой – нибудь образ в нашей кляксе.  

 

Слайд 3.Любят кляксы и взрослые, например, художники и психологи. Художники используют принцип кляксы в акварельной монотипии, когда на бумагу наносят мазок кистью и тут же прижимают вторым листочком такой же бумаги сверху. Получаются удивительные по красоте отпечатки.

 

                 Демонстрирую этот прием и предлагаю детям рассказать, что они видят в этом отпечатке. (Можно увидеть сухую траву, морские водоросли, морозные узоры, а иногда и целые пейзаж).

 

Психологи используют кляксы в специальных тестах для изучения состояния настроения, характера, отношения к миру и других особенностей души человека.

Есть в кляксе, какая – то сила будоражащая воображение. То ли недосказанность, то ли многозначность рождает бесконечные образы как облака на небе.

Не знаю, любил ли развлекаться с чернильными кляксами или просто был наблюдательным и остроумным человеком французский художник 17 века, что сделал первую специальную кляксу - портрет. Это была карикатура на министра финансов Этьена де Силуэта. Она имела коллосальный успех. И этот способ изображения стали называть силуэтом.

Слайд 4. Привлекали лаконизм, изящество, особая выразительность «теневого» портрета, который всегда имел профильное положение.

           В широком смысле «силуэт» — характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобные его тени. В узком смысле «силуэт» —  вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение фигур и предметов.

Слайд 5. Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль.

Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги.

Слайд 6. Стали развиваться и жанры силуэта: появились изображения цветов, деревьев, животных, жанровые бытовые сценки, пейзажи т.д.

Чаще всего использовался прием вырезного силуэта. Непревзойденным мастером была Елизавета Кругликова. Свои работы она делала так: сначала выполняла набросок с натуры, стараясь уловить характерные черты лица, особенности фигуры, оттенки настроения. Затем делала рисунок с изнанки черной бумаги и только потом набором тончайших ножниц вырезала силуэт. Посмотрите, какие у нее удивительные работы.

Демонстрирую слайды  работ Е. Кругликовой, и вместе с детьми обсуждаем их вы разительность, достоверность, красоту.

 

Слайд 7. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. П. Толстой (1783-1873). За свою долгую жизнь Ф. П. Толстой сделал свыше 2 000 разнообразных работ:

Среди женщин-силуэтистов хочется выделить творчество Елизаветы Меркурьевны Бём, которая  в 1875 г. принялась за «издание своих первых книг силуэтов». В 1877 году художница сделала одну из самых известных своих книг — «Силуэты из жизни детей».

Работала художница и над книгами для самых маленьких. Для них она создала небольшие альбомы «Пословицы в силуэтах» (1884) и «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885). Слайд 8, 9.

           

Слайд 10. Черные фигурки привлекали и художников ХХ века. Известны прекрасные работы Г.И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Н.В. Ильина (о Пушкине), М. Коприна и других. Слайд 11,12.

 

Слайд 13,14. Силуэты мы встречаем не только на страницах книг, но и в повседневной жизни. Часто силуэты используют при изображении символов, эмблем.              

 Простейший пример силуэта в природе – падающая тень.

Слайд 15. Силуэт в жизни получается и в том случае, если мы видим какой – то предмет против света. Ваша рука напротив горящей свечи, солнца; человек в проеме двери на улицу из темного помещения на яркий свет или на фоне вечернего неба – опять силуэт.

 

III.    Практическое задание

Давайте и мы сегодня  попытаемся создать силуэтную картину методом вырезания, используя черную и белую бумагу.

В своих  картинах - силуэтах вы попробуете изобразить бытовые сцены из жизни людей дома, на улице, на природе. С обратной стороны черной бумаги  наносим карандашом будущий рисунок, а затем вырежем его аккуратно ножницами и наклеим на белую бумагу черной стороной вверх. Но учтите, после наклеивания на лист, изображение вашего сюжета получится в зеркальном отображении.

Слайд 16. Демонстрирую заранее приготовленные заготовки для силуэтной аппликации. После чего детям предлагаю придумать свой сюжет и приступить к работе.

При выполнении задания, оказываю индивидуальную помощь ученикам.

 

IV. Подведение итогов урока.

По завершению работы организовываем мини – выставку, на которой, анализируя работы детей, выясняем у кого самая удачная композиция, интересный сюжет, выразительные образы людей, деревьев, животных и т.д.

 

В заключение урока прошу детей высказать свое мнение о новом виде изобразительного искусства – силуэт. Слайд 17

*    Какое изображение называют силуэтным?

*    Понравился ли вам этот вид изобразительного искусства?

*    Чем он так привлекателен?

*    С какими художниками любителями силуэта вы познакомились?

*    Будете ли вы и дальше использовать силуэтные изображения в своих работах?

 

Источники:

Андреева Е. Два века Елизаветы Бём // Детская литература. —1991. — № 4. — С. 28.

http://siluet.org.ru/

http://www.bibliogid.ru/

http://tmn.fio.ru/

http://festival.1september.ru/

http://graphic.org.ru/

 

 

Работы учащихся.

 

 

 

 

Коллективные работы на тему «Рождество».

 

Презентация
Мероприятия
Визитка школы
Электронный журнал
Приемная директора
Фотогалерея
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Copyright MyCorp © 2020